Как в Мариуполе выбирают подрядчиков, переплачивая из бюджета миллионы гривен

Как в Мариуполе выбирают подрядчиков, переплачивая из бюджета миллионы гривен

21.04.2020 12:00

Строительная отрасль всегда была оазисом для коррупционных схем. В прежние времена размер откатов здесь доходил до 20% за тендер, а проконтролировать, как осваиваются на строительстве бюджетные деньги, и раньше, и сейчас очень сложно. Вот и "строили", как коллектор на "Азовстальской" - закапывали землю в землю, в прямом смысле слова.

 

С приходом к власти новой команды в 2015 году казалось, что этим схемам пришел конец. Но Петр Андрющенко считает по-другому. Он раскопал странные схемы, которые сейчас реализуются в городском УКСе при выборе подрядчиков, и рассказывает подробно об этом в своем блоге.

Мэр Мариуполя Вадим Бойченко и местные чиновники, занявшие свои места с его приходом, при любом удобном случае стараются насадить два тезиса:

- коррупции в мариупольской власти нет,

- высокая зарплата – основной инструмент борьбы с коррупцией.

Обе речёвки, мягко говоря, спорные и немного далеки от реальности. Действительно, зарплата у чиновников высшего эшелона и руководителей коммунальных предприятий стала до неприличия высокой. А вот вопрос, наступил ли желаемый результат в виде абсолютной честности, остается открытым.

Возьмем для примера КП "Міське управління капітального будівництва» (или просто УКС в народе). Во времена экс-мэра Хотлубея УКС системно оказывался в центре коррупционных скандалов и сомнительных схем по «освоению» бюджетных средств через сомнительные фирмы. Времена изменились, сменилось руководство, кардинально увеличилась заработная плата руководителя. По результату 2019 года руководитель УКС Шейченко Г.В.  получила 891,3 тыс. грн. заработной платы (в среднем 74,3 тыс. грн. в месяц). Согласитесь, это достаточный уровень зарплаты, чтобы просто обеспечить честную работу предприятия и красивую сказку Вадима Сергеевича об отсутствии воровства и коррупции сделать былью. Хотя бы на отдельно взятом предприятии.

 

А теперь давайте посмотрим, насколько это соответствует реальности. Как обычно, просто проанализируем ряд закупок 2020 года, а выводы уже каждый сделает сам. Оговорюсь сразу, это только малая часть закупок предприятия, но достаточная для понимания общих тенденций.

 

В первом квартале 2020 года УКС по результатам аукциона заключает пять контрактов на общую сумму 9,67 млн. грн. с предприятием ТОВ «Альфаспецстрой». При этом на каждом аукционе происходит абсолютно одинаковая ситуация. ТОВ «Альфаспецстрой» фактически не выигрывает аукцион, более того, предприятие на протяжении всего аукциона практически не снижает цену. И именно по результату аукциона в системе «Прозорро» не побеждает.

 

Возникает логичный вопрос, как же предприятие потом получает контракты?

 

И вот тут и происходит та самая совершенно одинаковая ситуация, настолько одинаковая, что вызывает вполне обоснованные подозрения в заинтересованности УКСа отдать контракт именно этому предприятию.

 

Суть схемы проста – по спорным основаниям все участники торгов, которые предложили лучшую для города цену, дисквалифицируются. На практике это выглядит так. После оглашения результата торгов УКС находит формальные и спорные по обоснованности нарушения у победителей и лишает их права на контракт. В итоге победителем признается ТОВ «Альфаспецстрой».

 

Возьмем для разбора на пальцах конкретный пример - тендер от 5 марта 2020 года на 5,6 млн. грн.  на капитальный ремонт ДК им. Т.Кацы в Сартане. Наилучшее предложение по цене поступает от ТОВ «Ронавида» - 4,63 млн. грн. ТОВ «Альфаспецстрой» окончил аукцион с предложением в 5,33 млн. грн., что на 700 тыс. грн. больше, чем предлагал победитель. Но УКС принимает решение о дисквалификации ТОВ «Ронавида», потому что (внимание, запомните этот момент) предприятие не смогло подтвердить опыт выполнения подобных работ. Перечитайте еще раз. А теперь снова внимание - ТОВ «Ронавида» в 2019 году имеет контрактов, заключенных с  Департаментом РЖКИ Мариупольского городского совета и Региональным сервисным центром МВД Украины в Донецкой области на 5,2 млн. грн. И уже в 2020 г. (16 марта) один контракт на 2 млн. грн. с Департаментом РЖКИ. Видимо, это не совсем тот опыт, который был нужен работникам УКСа.

 

Поэтому Мариуполь вместо экономии получает излишне уплаченные по контракту 700 тыс. грн. И так по каждому контракту, который УКС в 2020 году отдал путем применения схемы дисквалификации победителя.

 

Всего мы переплатим 2, 261 млн. грн., или 23,3 % от общей суммы контрактов между УКС и ТОВ «Альфаспецстрой».

 

Согласитесь, одна сумма спорно законной переплаты по этим контрактам превышает почти втрое годовую зарплату начальника УКСа. И это – только начало года.

 

Допустим, работники УКСа действительно просто заботились об интересах города, а не неизвестно чьих. И выбрали, пусть и не очень правильно и законно, ТОВ «Альфаспецстрой» как надежного подрядчика с отличной репутацией. Допустим. Но, нет. Открытые источники (реестр судебных решений) показывают ТОВ «Альфаспецстрой» с неожиданной стороны:

 

- Директор и учредитель ТОВ «Альфаспецстрой» был обвиняемым в мошенничестве по уголовному делу № 263/14294/17 по ст.190 УК Украины и был освобожден от отбывания уголовного наказания решением суда по ходатайству прокуратуры в связи с тем, что (цитата из решения суда) «усвідомили протиправний характер вчиненого ними кримінального правопорушення, щиро розкаялися, у зв'язку з чим на думку суду останні на момент розгляду клопотання припинили бути суспільно небезпечними особами.» Переводя с юридического на человеческий – свою вину признал, раскаялся, очень просил понять и простить, за время следствия исправился и перестал быть опасным для общества.

 

- В марте 2019 года следственным отделом налоговой полиции возбуждено и расследуется до настоящего времени уголовное дело № 264/2166/19 по факту присвоения имущества путем злоупотребления служебным положением (ст.191 УК Украины) и служебного подлога (ст.366 УК Украины) со стороны должностных лиц ТОВ «Альфаспецстрой». Речь идет о завышении цен на работы, которые ТОВ «Альфаспецстрой» не оказало … исполкому Старо-Крымского сельского совета Мариуполя.

 

Согласитесь, вряд ли эти факты можно засчитать в положительную репутацию предприятия, ради которой стоит переплатить из городского бюджета больше 2 млн. грн. А учитывая, что второе уголовное дело уже связано с бюджетом Мариуполя, сложно поверить, что работники УКСа не знали о сомнительной части биографии предприятия.

 

Вывод в этой истории напрашивается сам собой. Как гласит народная мудрость, нельзя научить старую собаку новым трюкам.

 

И возвращаясь к началу нашей истории. Мы имеем очень красноречивый ответ на заверения мэра, что высокие зарплаты чиновников спасают от коррупции. Не спасают. И ветер коррупции все еще дует в сторону муниципалитета, под крышей которого реализуются сомнительные схемы с выбором подрядчиков.