Расследование махинаций УКСа

Расследование махинаций УКСа

23.11.2017 09:24 | Антикоррупция

Есть в Мариуполе коммунальное предприятие – «Управление коммунального строительства» или УКС. Фактически, это единственный заказчик разработки проектов строительства и их реализации. Только за 2016-2017 годы через него прошло бюджетных закупок на 400 млн грн. В результате УКС – не только монополист в распределении строительных заказов, но один из лидеров в закупках по сумме (без учета таких монстров как Теплосеть и Горводоканал).

При этом динамика и статистика бюджетных закупок очень любопытные. Из 195 закупок проведено без аукционов (т.е. вне системы «Prozorro») – 141. Это значит, что 2/3 закупок прошли «за закрытыми дверями» и город не получил ни копейки экономии.

Всего закупок:

По неконкурентной процедуре:

В итоге, УКС занимает почетное лидирующее место в антирейтинге прозрачности. Он абсолютный лидер по «непрозрачным» и неконкурентным закупкам.

Для тех, кто не любит длинные тексты, сразу скажем: для обхода реальной конкуренции УКС использует две схемы:

  1. Распределение заказов без проведения торгов. За два года таким образом проведено крупных закупок на сумму 51,18 млн грн. Если взять за основу, что средний процент экономии при закупках УКСа составил 6,7%, то только на этих закупках город потерял 3,42 млн грн.
  2. Дисквалификация «ненужных» участников. При этом, из торгов всеми правдами и неправдами выбрасываются те фирмы, которые дали самую низкую цены. А выигрывают свои те, кто на протяжении всего аукциона не играл на понижение. В итоге, за счет применения дисквалификаций УКС заключил договоры на 75,7 млн грн вместо предлагаемых 64,2 млн грн. А чистый ущерб городскому бюджету составил 10,7 млн грн.

Таким нехитрым образом руководство УКСа опустошило городскую казну минимум на 14,12 млн грн.

А теперь мы подробнее, на примерах, расскажем, как работает каждая схема и как из города вытекают миллионы в неизвестном направлении.

 

Схема: «Дисквалификация, или Как протащить «своего» поставщика через «Prozorro»

 

Кленовая балка.

История с Кленовой балкой долгая, запутанная и уходит корнями в доисторические времена управления городом Хотлубея. Все, что надо знать об этой истории, что исполнителем работ была компания ТОВ «СВС-сервис». Единственно любопытное совпадение, что окончание работ в 2013 году совпало с судебной тяжбой ТОВ «СВС-сервис» с налоговой. А суть ее простая – ТОВ «СВС-сервис» приобретало материалы для исполнения заказа у ряда фиктивных фирм (ТОВ «Браво-СРЛ», ТОВ «ОМК Груп» та ПП «Промкомплект Україна»), а доказательством правоты СВС-сервис послужили акты нашего УКСа. Одним словом, совпадение с нехорошим послевкусием.

Но, кто старое помят, тому и глаз вон. Вернёмся в современность. В 2016 году УКС возобновляет работы по Кленовой балке. Если верить директору СВС-сервиса – это заслуга городского головы Вадима Бойченко (подробнее в статье 0629). И несмотря на требования Закона Украины «О публичных закупках» и Решения Мариупольского городского совета УКС в ноябре 2016 года без проведения аукциона отдает заказ на 3,93 млн грн «старому партнеру» - ТОВ «СВС-сервис».

В итоге, из-за вмешательства тендерного управления исполкома и «ИГ Вместе!», договор был расторгнут, бюджетные деньги остались в казне. Но сама откровенная попытка провести «своего» подрядчика стала сигналом к повышенному вниманию.

Думаете, на этом история закончилась? Нет. Уже 24.01.2017 года УКС снова заключает такой же самый договор с ТОВ «СВС-сервис» на те же 3,95 млн грн, и снова без конкурса и на спорных основаниях. При этом, договор никто не расторгает, и в недрах исполкома все проходит тихо и мирно. Почему? Это уже второй вопрос, на который ответа нет. Но все предположения о причинах такого упрямства УКСа явно дурно пахнут.

И только начало. В феврале 2017 года УКС проводит закупку третьей очереди работ по Кленовой балке, но уже на 43,28 млн грн. На аукцион выходит 4 предприятия, в т.ч. и ТОВ «СВС-сервис». По итогам торгов, самое выгодное предложение дает ТОВ «Велбудрем» - 24,75 млн грн. Но победителем объявляется ТОВ «СВС-сервис» с предложением в 27,49 млн грн или на 3,24 млн грн больше, чем давал ТОВ «Велбудрем».

При этом УКС просто дисквалифицирует потенциального победителя по откровенно надуманному предлогу.

И это еще не самое интересное. Если внимательно проследить за поступлением документов от претендентов, то выясняется интересный факт. ТОВ «СВС-сервис» на момент торгов не подал 50% документов. Они были загружены в систему уже после признания его победителем.

А это значит, что согласно п. 4 ст. 30 Закона «О публичных закупках», УКС должен был не допустить к торгам ТОВ «СВС-сервис» и отклонить его предложение. Но вместо этого он абсолютно незаконно признает его победителем. В итоге, только на одной этой сделке город потерял 3,2 млн грн

Но на этом история успешного сотрудничества УКСа и ТОВ «СВС-сервис» не заканчивается. Кроме Кленовой балки наш подрядчик смог получить еще работ на 2,2 млн грн без аукционов, торгов и прочих сложностей в получении заказа. Но об этом немного позже.

 

Социальное жилье

Мариуполь последовательно проводит политику реинтеграции вынужденных переселенцев из ОРДЛО в городе. Одной важной, но и дорогостоящей частью этой работы стала реконструкция (ремонт) двух социальных общежитий. Общая стоимость работ - 30,5 млн грн. Заказчик – УКС.

Достаточный соблазн для манипуляций с дисквалификациями.

Оба аукциона идентичны. Четыре компании, четыре предложения. В первом случае минимальную цену дает ТОВ "Авантаж-Строй М" – 12,5 млн грн (экономия 2,5 млн грн), во втором – ТОВ «Алтис-строй» с предложением 10,12 млн грн (экономия 5,34 млн грн). И в обоих случаях потенциальные победители снова дисквалифицируются. Выигрывает фирма ТОВ «Компания АзовБизнесКонсалтинг» с предложениями 14,8 и 15,35 млн грн соответственно. А значит сумма экономии составила всего 0,35 млн грн вместо 7,84 миллионов. Итого, за счет такой манипуляции город потерял больше семи с половиной миллионов гривен.

Невероятно, но факт. И ТОВ "Авантаж-Строй М" и ТОВ «Алтис-строй» дисквалифицированы по надуманному поводу «причине» отсутствия подтверждения опыта работы и наличия необходимой техники и оборудования. Но при этом, в Департаменте жилищно-коммунальной инфраструктуры, который формально обеспечивает управление УКСом, постоянно получают заказы. Иногда, даже без проведения тендеров.

Что придает особую пикантность ситуации, так это то, что фирма ТОВ  «Компания АзовБизнесКонсалтинг» за все три раунда торгов на аукционе ни на копейку не уменьшила свое изначальное предложение.

А если добавить, что фирма ТОВ «Компания Азов Бизнес Консалтинг» принадлежит сыну бывшего заместителя Хотлубея, и это первое участие фирмы в системе «ProZorro», то напрашивается вывод не только о сознательном «протаскивании» нужного поставщика УКСом, но и предварительной согласованности суммы договора должностными лицами УКСа и подрядчика-победителя. 

Есть еще один любопытный факт именно в этих закупках. Посмотрите внимательно, после дисквалификации ТОВ «Авантаж-строй М» контракт должен был достаться ПП «Онлайт», как второму выгодному предложению. Но этого не произошло. Потому что ПП «Онлайт» самостоятельно отказалось от контракта. Стоило бы удивиться, если не знать, что ПП «Онлайт» точно по такой же схеме получило контракт на 12,7 млн грн и тоже на соцсферу – реконструкцию кинотеатра «Союз» под ЦНАП. Рука руку моет, одним словом. 

В итоге, общая сумма бюджетных потерь по сделке составила 7,5 миллионов гривен. 

Итог. Кроме приведённых двух поставщиков, схема с «дисквалификациями» - стандартно используемая УКСом. На основе анализа всех сделок за 2016-2017 годы общая сумма бюджетных средств, которые город «переплатил» благодаря должностным лицам УКСа, составила 10 миллионов 704 тысячи гривен.

 

Схема: «Без конкурса», или Все своим сами» 

Город вступил в эпоху реконструкций школ. А поскольку дети - наше самое дорогое, то и выбирать поставщиков надо «своих». Тех, в ком уверен. Поэтому ни один открытый аукцион проведен не был. Все решило руководство УКСа. В итоге 51,18 млн грн растеклось из бюджета по подрядчикам.

И здесь мы снова видим массу интересного. Во-первых, на стадии заключения договора никто никаких предтендерных исследований не проводил. И сказать, откуда взялась цена, невозможно. Как невозможно оценить, дорого это или дешево. Хотя решение городского совета прямо обязует это делать.

При этом, несмотря на то, что по Решению городского совета заключать договоры без «ProZorro» можно только с письменного разрешения заместителя городского головы, первый заместитель (который и курирует все договоры УКСа) не слышал о таком решении. Или скорее делает вид.

Поэтому в ходе расследования нашей командой мы получили от него официальный ответ, где черным по белому написано – разрешений не было, анализа не было, дотендерной подготовки не было. И хотя контекст был такой, что мол закон не требует, но сути этого не меняет.

Во-вторых, интересен сам состав везунчиков подрядчиков.

Здесь мы снова встречаем уже упомянутый ТОВ «СВС-сервис». Который заключил договоров на 17,5 млн грн.

Здесь впервые встречается компания ПП «Лик-Буд» с общей суммой контрактов на 3,09 млн грн. Это предприятие особо интересно тем, что не только было непосредственно связано с «конвертационным центром», или по-простому обналичкой, но и его должностное лицо официально за это привлечено к уголовной ответственности.

Но несмотря на это, проигнорировав требования закона «О публичных закупках» УКС спокойно заключает с ПП «Лик-Буд» контракты.

Исключительно на доверии к репутации. Не останавливает его ни наличие уголовной ответственности, ни наличие налогового долга у предприятия.

Не менее интересно и предприятие ПП «Азовлайн», которое получило без процедуры закупки контракты на 7,18 млн грн.  

Примечательно оно тоже своей деловой репутацией. Дело в том, что уже зимой 2017 года прокуратура Кальмиусского района расследовала уголовное дело в отношении должностных лиц этого предприятия. Суть дела проста. ПП «Азовлайн» при выполнения договора с ДРЖКИ «закатывало» работ больше, чем сделало. На простом языке это зовётся воровством, а на юридическом – незаконное завладение бюджетными средствами путем внесения заведомо ложных данных в официальные документы.

Но при этом предприятие, которое подозревается в присвоении бюджетных средств, без проблем получает многомилионные контракты. 

Отдельной строкой стоит выделить и коммунальное предприятие «Мариупольское архитектурное бюро». Почему? Кто сталкивался со строительством в городе, тот поймет. Нет дороже проектанта. Но при этом УКС и не ищет дешево. УКС ищет друзей своих. Поэтому все проектные работы без аукционов заказываются напрямую в КП «Мариупольское архбюро». Всего на 20,16 млн грн.

Стоит ли удивляться, почему в итоге такой высокий процент «скрытых работ» при реализации проектов? Ведь «скрытые работы» подтверждает и оплачивает тоже УКС. Одна Кленовая балка через дополнительные работы обошлась городу в 40 млн грн. И тоже – без тендеров. Такая вот загадочная череда совпадений. 

В итоге, через прямые контракты без аукционов УКС заключил договоров в 2016-2107 гг на 51,18 млн грн. При этом экономии бюджета – ноль.

 

Давайте возьмем средний процент экономии по УКСу от проведенных закупок и примерно посмотрим, сколько потерял город.

Процент экономии по конкурентным сделкам – 7%. Если считать его равным при заключении контрактов без аукционов, то город сэкономил бы не менее 3,42 млн грн. А так не только имеем отсутствие экономии, так еще и исполнители контрактов «с историей».

 

Подводя итоги

Говорить о прозрачности закупок в сфере строительства в Мариуполе, увы, не приходится. Общая сумма ущерба составила 14 миллионов гривен.

И когда теперь уже бывший начальник УКСа г-н Шевченко публично жалуется на отсутствие в городе строителей, то глядя на эти материалы, вы понимаете почему. Нет, строители есть. Только их не пускают в город. И не потому, что «они плохие». А потому, что они чужие. И с ними тяжелей договариваться о суммах контрактов.

Что еще бросается в глаза. Основные манипуляции и «непрозрачные» закупки проходят не просто по строительству. А по строительству и реконструкции социально значимых объектов. Тех, где так любит перерезать ленточки городской голова. Тех, о которых мы постоянно слышим, как о положительных примерах Мариуполя. А в итоге – это огромная черная дыра, которая высасывает наши средства.

Сложно говорить об участии «новой команды» Вадима Бойченко в этих махинациях. Но то, что:

  • начальник УКСа Шевченко вместо увольнения получил перевод в другое «теплое место» - в ДРЖКИ,
  • даже в официальных ответах первый зам откровенно прикрывает махинации УКСа,
  • пик «непрозрачной» активности закупок в УКСе пришелся не на начало деятельности Бойченко, а на его рассвет со второго полугодия 2016 года и весь 2017 год, когда на «папередников» уже нельзя списать,

вызывает, как минимум, обоснованные подозрения того, что кто-то из новой команды таки «дал слабину» и пошел на подрыв имиджа «самого прозрачного города».

И вот тут хочется вспомнить слова Вадима Бойченко, что ветер коррупции даже не дует в его сторону. Действительно, ветер не дует в сторону, его порождающую…

 

Постскриптум

Имея довольно негативный опыт сотрудничества с местными правоохранительными органами и прокуратурой в части расследования найденных нарушений, глава ИГ «Вместе!» Максим Бородин обратился к внефракционному народному депутату от «Силы людей» Наталье Веселовой. А она, в свою очередь, направила собранные документы для проведения проверок и расследований Генеральному прокурору Украины Юрию Луценко и главе Государственной аудиторской службы Лидии Гавриловой.